Искусство Монголии на древней земле Олонхо

Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Искусство Монголии на древней земле Олонхо
Фото: sakhalife.ru







С 5 марта 2018 в Арт-галерее Ургел работает выставка «Параллельные миры» двух монгольских художников-живописцев НАЙМАНЧУЛУУН ТУНДЭВНЯМ и ОРГИЛ ЗОЛБООТӨГӨЛДӨР.

Организаторы выставки — общества Aar Sakha и Монголо-Саха сотрудничества (председатель АМАРЖАРГАЛ БАЛЖИННЯМ), Управление культуры и духовного развития г. Якутска (руководитель Антонида КОРЯКИНА). Четвертый год подряд организуют весенние выставки в Якутске, приурочивая их к женскому празднику. Практическую работу с художниками Монголии по организации выставки в Якутске проводят лидеры общества Aar Sakha София БУЛЧУКЕЙ, Саргылана БАРАХОВА и Наталья КРИВОГОРНИЦЫНА.

Ставшие традиционными за четыре года весенние выставки известных на родине художников, членов Союза худолжников Монголии, чьи работы получили признание в Европе и Америке, позволили якутскому зрителю познакомиться в общих чертах с разными видами и направлениями современного монгольского искусства, имеющего вековые традиции. — с живописью, графикой и декоративно-прикладным искусством.


Они свидетельствуют о существовании двух основных направлений: реалистическое искусство монгольского типа, берущее начало от выдающегося художника начала XX в. МАРЗАН ШАРАВА, а также усвоившее принципы русской и западной реалистической школы.

Другое направление носит более условный характер и состоит из сложного синтеза буддийской иконографии, классики живописи монгол-зураг и этномодерна, имеющего европейские корни. При этом оба направления сохраняют черты традиционной живописи монгол-зураг с ее плоскостной манерой письма, с условной перспективой, когда дальние предметы изображаются выше, не уходя в глубину картины, с ее многозначной символикой.

В современном искусстве Монголии явно прослеживается тенденция мужского и женского искусства Инь и Ян как борьба и гармония противоположностей.
Символично, что первая выставка, открывшаяся 7 марта 2015 г. давшая начало дружественной акции, называлась «Две женщины – один мир». Впервые тогда состоялась встреча на якутской земле двух женщин: саха — дизайнера Саргыланы БАРАХОВОЙ — ЫМЫЫ, показавшей семантическую сущность якутского орнамента, и монгольской художницы, живописца и графика ШАТАРСАЙХАН БИЗИЯ.


Живопись Шатарсайхан проникнута женским лирическим настроением и философскими раздумьями зрелого мастера. Поэтические образы женщин, выплывающих из голубого или зеленого марева тумана в картинах «Сестры», «Голубая мозаика», «Медитация» сродни камерной музыке. Как график, Шатарсайхан работает в технике ксилографии, имеющей более древнюю историю, чем европейская ксилография (гравюра на дереве). Начало ее относится XIII веку, к эпохе Юаньской империи. Тематика произведений Шатарсайхан отличается большим разнообразием. Художница обращается как к историческим сюжетам, так и современным бытовым сценам.


На выставке «Хозяева степи», экспонированной в марте прошлого года в залах Национального художественного музея, мы встретились с семейной парой — НЯМХУУГИЙН ЛХАГВАСУРЭН и его супруги ПУРЭВИЙН ОЮУНБАЯР, чьи произведения демонстрирует Инь и Ян монгольской живописи.

Эмоциональные, динамичные картины Лхвагсурена передают боевой дух степных кочевников – воинов и охотников. Неудержимый бег полудиких коней, всадники, стреляющие из луков в невообразимых ракурсах.


Так и слышится боевой клич воинов-всадников и свист стрел. Художник подчеркивает мужество, боевой дух богатырей-чингисидов.

Перед полотнами Оюунбаяр погружаемся в иной мир женских фантазий. Объединяет их графичность живописи, тонкий изящный рисунок, блеклая «степная» гамма колорита.
Выставка «Параллельные миры», встречающая зрителей в эти дни, вновь подтверждает сосуществование реалистического и условно абстрактного искусства, гармонию Инь и Ян монгольской живописи. Пейзажи и портреты ТУНДЭВНЯМ НАЙМАНЧУЛУУР, выполненные в технике акварели, отличаются высоким профессионализмом академической школы русского и европейского искусства. Но их основу снова составляет классическая живопись монгол-зураг. Это видно по характеру симметричности композиции и тонкой, точной манере рисунка, в цветовой колористике. Портреты загорелых степных охотников и аратов передают внутренний мир и характер личности. Заснеженные пейзажи, тихие уголки природы, в которых преобладает белый цвет – традиционный белый цвет монгольской живописи, символизирующий чистоту и внутреннее спокойствие.


Женские образы, созданные Оргил Золбоотегелдер, похожи на удивительные фантазии во сне и наяву. Это не страшные сны, которыми пугают сюрреалисты, а прекрасные сказки, которых невозможно пересказывать, чтобы не потерять ощущение волшебства. Оргил строит картины на символичесом языке. Символика ее многозначна, имеет азиатское и европейское толкование. Цветы, колокольчики, птицы, рыбы, дракон, часы… Красавица держит в одной руке будильник с ключом, в другой – красное яблоко, как бы напоминающее первый грех, совершенный первыми людьми в христианской культуре. Увлечение европейской классикой нельзя не заметить — сказались три года учебы в Польше в композиции некоторых картин. Почитание женского начала было всегда в традициях монгольской живописи, берущей начало от буддийской Тары – Матери всего сущего. В ней исконно сочетались гармония внешней и нравственной красоты. Цвет, линии, штрихи погружают нас вслед за художницей в мир духовного созерцания, внутреннего озарения. Символика белого и золотого, синего и красного цвета, структурно геометрическое расположение пространства отсылают нас к традиционной монгольской буддийской живописи. Наличие трех глаз символизирует мудрое женское всеведение и сострадание.



С декоративно-прикладным искусством Монголии якутский зритель познакомился на выставке «Белое золото Монголии», состоявшейся в марте 2016 года. Художница-мастерица БАЯНДУРЭН БАЯНГДУР и ее сын АРИУНБААТАР продемонстрировали богатые возможности войлока.




Они слоздают из войлока разнообразные бытовые изделия, модные платья без швов, создают картины, полные восточного символизма с тонкой цветовой гаммой. Из окрашенных в красный, коричневый, серый и зеленый цвет кусочков войлока они выводят орнаментальные композиции в технике аппликации. Этому древнему искусству монголов художники придали современное звучание.

Выставки монгольских художников приоткрывают для якутского зрителя завесу над тайной восточного искусства, истоки которого уходят корнями в далекую культуру тибетского, индийского буддизма и тенгрианства, переработанного в современной культуре Монголии. Будем ждать новых встреч, а якутский национальный праздник ысыах покажет летом на земле Монголии элементы исконной культуры народа саха.


Источник: Зинаида ИВАНОВА-УНАРОВА, искусствовед. член Союза художников России, заслуженный деятель искусств России, профессор Арктического института культуры и искусств.

Ещё новости о событии:

В арт-галерее «Ургэл» 14 марта 2018 года в 10 часов состоятся заключительные мастер-классы от членов Союза художников Монголии О. Золбоотугулдура » Техника традиционного монгольского рисования.
15:52 12.03.2018 ИА SakhaLife.Ru - Якутск
   С 5 марта 2018 в Арт-галерее Ургел работает выставка «Параллельные миры» двух монгольских художников-живописцев НАЙМАНЧУЛУУН ТУНДЭВНЯМ и ОРГИЛ ЗОЛБООТӨГӨЛДӨР.
12:11 12.03.2018 Министерство культуры - Якутск
Искусство Монголии на древней земле Олонхо - ИА SakhaLife.Ru
С 5 марта 2018 в Арт-галерее Ургел работает выставка «Параллельные миры» двух монгольских художников-живописцев НАЙМАНЧУЛУУН ТУНДЭВНЯМ и ОРГИЛ ЗОЛБООТӨГӨЛДӨР.
21:53 11.03.2018 ИА SakhaLife.Ru - Якутск
 
По теме
О конференции противопожарных служб субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности - МЧС Республике Саха (Якутия) Перспективы развития противопожарных служб различных регионов страны в вопросах обеспечения пожарной безопасности, основные направления деятельности для снижения смертности и ущерба на пожарах,
МЧС Республике Саха (Якутия)
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
Фотофакт: Историк Пантелеймон Петров на открытии выставки со своей первой учительницей - ИА SakhaLife.Ru Кандидат исторических наук Пантелеймон ПЕТРОВ со своей первой учительницей Варварой Сергеевной ЗВЕРЕВОЙ на открытии своей выставки, посвященной 75-летию учёного, эксперта по истории города Якутска.
ИА SakhaLife.Ru
В Якутске состоялся I Открытый конкурс исполнителей на кылыһах кырыымпе - Министерство культуры        28 марта с.г. состоялся I Открытый конкурс исполнителей на кылыһах-кырыымпе, посвящённый 10-летию ансамбля якутских инструментов "КЫЛ САХА" Национального театра танца РС (Я) им.
Министерство культуры