Попрощавшись с маленьким школьным кабинетом, я поняла, что нужно менять место дальнейшего обучения. Мой выбор пал на Москву. Хотя, если быть откровенной, выбора особого и не было – приличное образование по моей специальности в России получить можно исключительно в столице.
Наивно, конечно, полагать, что несовершеннолетнего, безопытного дилетанта, более того, опоздавшего на все туры даже второй волны, пусть и не с распростёртыми объятиями, но возьмут в ГИТИС. Однако на сознание максималиста с мечтой нельзя повлиять со стороны. Это уже широко известная истина. Несмотря на это, запасной план у меня был, поэтому начну я с него.
Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина или, как говорится в простонародье, «Щепка» приехала к нам в начале июля. Но до их приезда высшими театральными инстанциями было решено провести отборочные туры с якутской комиссией, с целью выявить неблагородных и отправить их восвояси. Шесть дней будущих деятелей искусства проверяли на прочность. В ходе крупных испытаний благородных осталось в количестве пятидесяти голов, включая и мою косматую гриву.
Древние говорили: «вначале было слово». В нашем же случае, этим словом оказалось «приехали» — на седьмой день в комиссии оказались и сами столичные педагоги.
Театр дрожал вместе с абитуриентами. Малый зал гудел от такого масштабного действа на своей сцене, его кулисы ломились от избытка подглядывающих. Стены переносили шепотки от одного к другому:
– Вошёл шестой. А нет! Восьмой.
– Как, разве это был не четвёртый?
И лишь репетиционный зал веселился с наиболее беспечными. Музыка порой доносилась до малого зала, танцоры порхали от зеркала к зеркалу, а смех перемешивался с трагичными монологами.
Так продолжалось три дня. Смеющихся становилось меньше, а театр дрожал ещё больше.
Вдруг, под самый конец случилась «финита ля комедиа» и со мной:
— Баланова, спасибо.
На этом благородном жесте меня причислили к списку неблагородных. Таким образом, запасной план с треском провалился и пришлось переходить в наступление.
Надо отметить, что у меня, как я тогда полагала, имелось преимущество в виде целевого. Его мне, словно зачарованный меч рыцарю, ниспослал театр Олонхо. Кто бы мог полагать, что зачарованные мечи работают исключительно в паре со стальными латами, коих у меня, разумеется, не было. Но об этом позже.
Проблемы начались ещё в аэропорту. Приехав в него до рассвета, – задумайтесь на секундочку, у нас все же были белые ночи – мы оторвались от грешной земли в десятом часу утра.
Тут я должна прервать свой рассказ, поскольку забыла упомянуть, что бесстыже опаздывала на подачу документов. Прием оканчивался в три после полудня по московскому, а мой кортеж вылетал, позвольте напомнить, в десять по якутскому времени.
Едва я успела подать документы, как мне тут же заявили, что шансов у меня — как у чумного выздороветь – буквально никаких. Также мне дали совет не соваться к моему мастеру без режиссёрской экспликации. Об этом чудовище не написано ни в одном бестиарии, поэтому я вам с удовольствием объясню. Это макет спектакля с реквизитом. Звучит просто, но на деле попробуй попытаться хотя бы табурет три сантиметра на один соорудить.
Занятие, к моему счастью, оказалось увлекательным и за день, не без сторонней помощи, я с ним покончила.
Настал день «икс». Встав пораньше, я, с группой поддержки в лице моей семьи, отправилась в ГИТИС.
Здание ГИТИС.
Почему же именно он?
Бюджетных мест в других учебных заведениях до неприличия мало, а я, позвольте заметить, не нефтяной магнат, а лишь отродье двух артистов, соответственно, откуда у меня лишние четыреста пятьдесят тысяч рублей с хвостиком на каждый год обучения? А в институте меня ожидало пригретое целевое место. Но тут нужно подчеркнуть, ибо это важный пункт для не особо внимательных, что ожидало оно меня исключительно при поступлении и никаких преимуществ на отборе при общих основаниях не давало.
В условленное время я встретилась с мастером будущего курса – Е. Б. Каменьковичем. И тотчас услышала отказ. Его позиция как руководителя была мне ясна – мастер желает видеть будущего ученика в развитии, а опоздав на туры, я автоматически перечеркнула себе дорогу. Кроме того, если артистов пытаются набрать молодых, ещё ничему не обученых, то с режиссерскими курсами дело обстоит совсем иначе. Я уже не говорю о том, что в этой профессии больше рады видеть лиц мужского пола.
Вся моя поездка оказалась действительно дорогостоящей как для кармана моих родителей, — билеты на самолёт из Якутска в Москву туда-обратно, да и проживание в центре Москвы это, мягко говоря, не так уж и дёшево – так и для моих нервов. Несмотря на всё это, я ни капли не жалею о поездке, ибо опыт накопленный за несколько дней не сравнится с какой-либо школой, это особенно важно для будущего режиссёра. А отступать я не намерена и весной снова собираюсь вернуться в столицу.
Поступившие в ВТУ им. Щепкина.
Источник: Лена Баланова.