Дина Кирнарская развенчала мифы о слухе

Фото: sakhalife.ru

Дина Константиновна Кирнарская профессор, проректор Российской музыкальной Академии им. Гнесиных на днях приехала в Якутию по приглашению Центра проекта «Музыка для всех» при ВШМ РС(Я) для вручения Именной премии М.Е.Николаева «Знанием победишь» М.ЕЕе приезд для музыкальной жизни Якутии всегда масштабное событие, каждое ее выступление и участие  в мероприятиях  празднования 80-летнего юбилея М.Е.Николаева вызывало живой отклик не только у музыкантов, но и у широкой  общественности. Дина Кирнарская является членом научно-методического Совета и  участницей I и II Медународных конгрессов  проекта «Музыка для всех». Я попросила ее поделиться впечатлениями о проведенном семинаре«Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в образовательных учреждениях культуры и искусств».

Корр. Дина Константиновна, как прошел Ваш семинар? Какие впечатления?

Д.К. Как Вы понимаете, о впечатлениях о семинаре лучше спросить слушателей, ради которых он, собственно, и проводится. Для меня же семинар был попыткой привлечь внимание музыкальной общественности к проблемам современного музыкального образования. Ведь в нашей области накопилась огромная инерция, которая частенько мешает нашему движению вперед. Начать с самого простого, с утверждения, что для занятий музыкой необходим хороший слух, а еще лучше абсолютный. А вот и нет. Наши слуховые возможности чрезвычайно разнообразны, и то, что традиционно называют слухом, лишь некоторая часть этих способностей. И в результате важными оказываются свойства, на которые мы не слишком обращали внимание: увлечение, отзывчивость, любовь к музыке, умение и желание сопереживать ей и откликаться на ее эмоциональный настрой. Практически от подобного умения как раз и зависит то, что психологи называют мотивацией, то есть стремлением заниматься именно этим делом, отдавая ему свое время и силы. Т.е. если Вы сопереживаете музыке, если она задевает Ваши сердечные струны, значит, Вы – человек музыкальный и будете заниматься с пользой и удовольствием, и не столь уж важно, есть ли у Вас этот пресловутый «слух» или он у Вас не слишком развит. Если любите музыку – слух появится, придет с опытом.

Корр. Неужели «миф о слухе» — это главный и единственный предрассудок, который мешает нам приобщить к музыкальному искусству как можно больше людей, особенно детей и подростков?

Д.К. Нет, конечно, не единственный. Есть много мифов, укоренившихся в сознании музыкантов-педагогов. Например, их стремление чуть ли не каждого ученика мыслить как будущего музыканта, готовя его к будущим тяготам музыкантской профессии – концертному стрессу, многочасовым ежедневным занятиям, постоянной тренировке слуха на уроках сольфеджио… А ведь большинству наших учеников это вовсе не нужно: они хотели бы быть музыкально развитыми людьми, получающими удовольствие от музыкального искусства. Да-да, именно удовольствие или по-английски fun… Это ключевое понятие, которое должны держать в уме педагоги-музыканты. Ученикам должны быть в радость их музыкальные занятия, они должны быть интересны детям и даже, не побоюсь этого слова, развлекать их. Ни в коем случае нельзя муштровать учеников, давать им чрезмерно трудные задания, портить настроение «двойками» и постоянными придирками и требованиями. Я бы даже сказала, что критерием успешности учителя музыки следует считать сохранность контингента, чтобы ученики не уходили. А если дети от кого-то бегут, и это происходит систематически, то есть повод задуматься и самому педагогу и директору школы.

Корр. Но ведь есть программа, которую педагог обязан выполнять, есть, в конце концов, всевозможные конкурсы, лауреатские звания, которых дирекция ждет от педагога невзирая ни на что… Как же тут быть?

Д.К. То, что Вы говорите, нужно далеко не всем. Ребята хотели бы немного музицировать, играть для себя, а блистать на сцене им вовсе не нужно. Но, естественно, педагог хочет признания своих заслуг, он хочет «показать товар лицом», иногда даже вынужденно. Ответ прост: эти упражнения, с позволения сказать, годятся лишь для одаренных учащихся, как их теперь называют, «способных и мотивированных», то есть для тех, кто или видит себя музыкантом в будущем или просто желает отличиться, быть впереди, лучше всех – вполне достойные амбиции для любого человека… Что ж, в этом случае нужно владеть техникой занятий с одаренными учащимися. Я это называю педагогической техникой «творческого стресса», то есть расширения творческой самостоятельности ученика, стимулирования его самостоятельного поиска. Только в этом случае, когда истина рождается в результате собственного творческого труда, а не навязывается педагогом, ученик по-настоящему раскроется и чего-то добьется. Здесь нельзя разжевывать и класть в рот, что называется, нельзя зубрить, натаскивать… Об особенностях работы с одаренными учениками мы тоже говорили на семинаре.

Корр. По-моему не то что самим играть или хорошо петь, но даже слушать музыку не всегда удается. Я имею в виду, что не каждому нравится то, что мы называем музыкальной классикой. И бесполезно взывать и говорить, что это «неотъемлемая часть культурного наследия человечества»… Скучно человеку, не любит он Моцарта, Баха, Чайковского, не говоря уже о музыке более новой, даже такой, которая теперь считается классической, как, скажем, Прокофьев и Шостакович… И как приобщить людей к музыке, если это вообще возможно?

Д.К. Во-первых, при всей пользе и красоте музыкального искусства есть люди, которым оно не близко; вообще никакое, даже массовое, и люди в этом смысле ничего никому не должны – это само собой разумеется. Во-вторых, большинство людей не имеют опыта общения с серьезной музыкой: они ее не слушали ни в детстве, ни в юные годы, а привычка, вернее, ее отсутствие, становится иногда большим препятствием. Однако выход есть. Я это называю комментарием музыки через другие искусства: ведь композиторы жили не в вакууме, рядом с ними творили художники из других областей – литераторы, поэты, живописцы и архитекторы, философы и артисты. Всякая эпоха рождает собственное понятие о красоте, всякая эпоха понимает человека, его долг, основные смыслы его бытия, его сущностные качества по-своему; всякое время рождает свой стиль жизни, свой быт, свою манеру поведения и общения. И всё это богатство так или иначе запечатлено в музыке, о которой можно рассказать, опираясь не только на музыку как таковую, но на то, что ее объединяет с другими искусствами – на атмосферу, на способ чувствовать и мыслить, на понимание развития, на понимание формы… На семинаре я пыталась привлечь педагогов-музыкантов к такому расширительному пониманию музыкального искусства, призывая их помочь нашим слушателям раскрыть для себя классическую музыку через параллели и пересечения с миром других искусств. Собственно, моя книга «Классическая музыка для всех» и портал www.school.edu.ru , где есть музыкальная коллекция – фрагменты с комментариями – эти материалы построены именно на принципе родства музыки и других искусств. По-моему, весьма полезный разъясняющий принцип… Для себя я его называю интер-арт метод.

Корр. И как Вам показалось, нашли ли Ваши идеи сочувствие в нашем педагогическом сообществе?

Д.К. Как я уже говорила, об этом лучше спросить у слушателей. Но что касается моих собственных впечатлений, могу сказать, что педагоги-музыканты Якутии, которые были на семинаре, работали очень активно, задавали вопросы, чувствовалось, что они с огромным интересом и отдачей работают, что они очень любят свою профессию и желают того же, чего и я – чтобы детям нравилось заниматься музыкой, чтобы они это учились с радостью, и педагоги действительно готовы делать всё от них зависящее для того, чтобы каждый якутский ребенок превратился в Человека Музыкального или по-латыни Homo Musicus… Так называется глава моей книги, где я рассказываю о том, что музыкой заниматься нужно всем просто для развития интеллекта. Ведь музыка – древнейший язык, и овладение им ставит юный мозг на ноги, делает его более гибким и восприимчивым.

Корр. Да, я знаю, Ваши «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу» широко известны в нашей республике. У нас даже чашка такая есть, сувенирная. Вы, вероятно, видели ее… Думаю, что многих Ваши аргументы убедили. Возможно, поддавшись Вашим словам, родители часто спрашивают: можно ли приобщать к музыке совсем маленьких детей, до двух лет, и если можно, то как?

Д.К. Тут как и во всех случаях надо отталкиваться от реакций ребенка, которые могут быть весьма разными. То есть продвигаться осторожно, проверяя каждый шаг откликом нашего маленького слушателя, которого уже можно назвать музыкантом, если он будет подпевать и пританцовывать. Хорошо и полезно включать ребенку нескольких месяцев от роду легкую классику, в буквальном смысле легкую. То есть не многозвучную и не громогласную, можно даже сказать, прозрачную по характеру звучания. Это может быть Моцарт, может быть Вивальди, «Времена года» Чайковского, «Детские альбомы» Прокофьева, Чайковского и Шумана. Когда ребенок чуть подрастет, хорошо бы включить в его «музыкальный рацион» музыку, где явно прослушиваются танцевальные ритмы и стимулировать, чтобы ребенок двигался под музыку.

Корр. Но ведь это может быть и не классика. Разве нет? Можно прекрасно двигаться под рок-музыку, под музыку других современных направлений…

Д.К. Можно-то можно. Но будет ли это полезно растущему мозгу, вот в чем вопрос, как говорил Гамлет… Классическая музыка гармонична и совершенна, ее красота божественна. Говорю банальности, знаю, что Вы будете улыбаться. Но… Многое в жизни действует на нас подсознательным образом и даже всесильная наука, которая вовсе не всезнающа и не всесильна, конечно.   Даже всесильная наука не может объяснить многое, в частности, все нюансы и подробности связи нашей души с музыкой. Опять вспомним Гамлета: «Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам»…  Скорее, из опыта мы можем утверждать, что пьесу «К Элизе» или «Лунную сонату» Бетховена можно и хорошо слушать едва ли не с колыбели, а вот с хэви-металом лучше подождать. Начну объяснять почему, и наша с Вами беседа никогда не кончится.

Остановимся на том, что пение и танец под классическую музыку, импровизационные движения и голосовые проявления ребенка можно только поддерживать: пусть слушает и пропитывается музыкой Шопена, Баха, Чайковского, Гайдна, Моцарта и прочих корифеев. При этом сюиты и партиты Баха для ребенка хороши, а «Страсти по Матфею» или «Месса си минор» нет. Ребенку противопоказаны такие авторы как Шенберг, например, или даже Шостакович. Не слишком хорош и Рахманинов, хотя взрослым он кажется даже «поп-композитором»; не нужен и Скрябин. Из Вагнера хороши лишь инструментальные популярные фрагменты, такие как «Шелест леса» и «Полет валькирий», то есть музыка явно иллюстративная. В целом же не нужно давать слушать музыку трагическую, чрезмерно серьезную и резкую по звучанию. Всё же остальное только поможет становлению детской психики и будет стимулировать умственное и духовное развитие маленького человека.

Корр. Что посоветуете для поддержания интереса детей к музыке дома? Может какие-нибудь занимательные игры?

Д.К. Вероятно, Вы имеете в виду уже не младенцев, а детей 3-5 лет или даже младшего школьного возраста. Что ж, эти дети больше всего любят играть, Вы это совершенно верно заметили в своем вопросе, и для них игра всё, где они взаимодействуют с другими. Тут важна даже не столько музыка, сколько условия ее домашнего исполнения. Самое лучшее, если в семье кто-то играет или поет – слаще этой музыки ничего на свете нет. Пусть брат или сестра играют неважно (по мнению взрослых), пусть папа еле перебирает клавиши баяна, но их игра лучше любых профессиональных записей. Если можно играть на инструменте вместе с ребенком – это тоже идеал. Например, старшая сестра музицирует на фортепиано, а ребенок хлопает в такт, трясет погремушками, хлопушками или чем может, то есть соучаствует. Соучастие – вот ключ интереса человека к чему угодно, а к музыке тем более, которая родилась и возмужала в коллективе в прямом смысле слова.

На стадии дошкольного детства полезно как и раньше сопровождать слушание музыки хаотичным танцевальным и вокальным «аккомпанементом» – тут ребенка не стоит контролировать или смущать; пусть как хочет, так и двигается или как-то иначе реагирует на музыку. Не говорите ему «Молчи! Сиди и слушай!» Наоборот, пусть ведет себя как хочет и поймет, что музыка – это область Свободы, где он может выражать себя по своему усмотрению. Более того, активное участие ребенка в музицировании в любой форме хорошо бы поощрять, побуждать его включаться так как ему удобно. Пусть музицирует сам вместе с звучащей музыкой в любой доступной ему форме, пусть даже нажимает на клавиши или дергает струны, если они есть в доме – это не принесет вреда ни инструментам ни самому ребенку.

Хорошо, чтобы ребенок выбрал, что он желает послушать; просите его сравнивать между собой музыкальные произведения, описывать их, чтобы он стал как бы маленьким критиком услышанного. Можете давать ребенку небольшие задания, побуждать его рисовать под музыку, а затем комментировать свои рисунки, объясняя, почему именно эта музыка вызвала у него именно такие картины. Можно устраивать «музыкальные выставки», то есть выставки всего, на что ребенка побудила музыка будь то рисунки, вышивание, выпиливание, лепка или что угодно еще… Пусть эти выставки будут только домашними: ребенок будет рад, что его фантазии под музыку получили признание.

Корр. Насколько я поняла, Вы имеете в виду, что общение с музыкой, которое можно организовать дома, каким бы оно ни было, всегда будет полезно ребенку. И даже просто обычное слушание, когда ребенок остается пассивным слушателем, как взрослые в концертном зале?

Д.К. Бесспорно. Скажу даже больше: если ребенку интересно слушать музыку «просто так», если она для ребенка как бы самодостаточна, если она захватывает его целиком, то это говорит о большой музыкальности. Если Вы замечаете у ребенка потребность в слушании музыки, если он тянется к инструменту, постоянно бренчит или пытается музицировать несмотря на явное неумение, то это часто бывает признаком хороших способностей. От души желаю всем детям Якутии интересного и приятного общения с музыкальным искусством, от которого они непременно выиграют.

Корр. Спасибо, Дина Константиновна, за интересную увлекательную беседу. Поздравляю Вас с Премией М.Е.Николаева «Знанием победишь». У меня маленький ребенок и то, что Вы рассказали я попытаюсь обязательно внедрить в свою семью.

 

Источник: Анна Колодезникова, студентка факультета журналистики СВФУ. Пресс – центр Высшей школы музыки РС (Я).
 
По теме
Участники семинара «Музыка для всех — Детские сады»: «Это была отличная возможность для расширения кругозора и самообразования» - Министерство образования РС(Я) Проект «Музыка для всех — Детские сады» стартовал 13 августа 2017 года, как одно из направлений проекта «Музыка для всех».
21.11.2017
 
В детских садах будет внедрена методика Шейлы Вудворд по приобщению детей к миру звуков и музыки - SakhaPress.Ru РИГ SAKHAPRESS.RU С 14 по 16 ноября в Якутске проходит семинар по раннему музыкальному воспитанию в рамках реализации республиканского проекта «Музыка для всех» - «Музыка для всех – детские сады».
14.11.2017
В детских садах будет внедрена методика Шейлы Вудворд по приобщению детей к миру звуков и музыки - Министерство образования РС(Я) С 14 по 16 ноября в Якутске проходит семинар по раннему музыкальному воспитанию в рамках реализации республиканского проекта «Музыка для всех» - «Музыка для всех – детские сады».
14.11.2017
Для музыкальных руководителей состоится семинар раннему музыкальному воспитанию - Министерство образования РС(Я) Музыкальных руководителей приглашают повысить свою квалификацию, приняв участие в работе семинара по раннему музыкальному воспитанию в рамках реализации республиканского проекта «Музыка для всех» - «Музыка для всех – дет
08.11.2017
 
Якутянин претендует на премию «ТЭФИ-Регион» - ИА SakhaLife.Ru Вчера в Краснодаре состоялась церемония награждения финалистов Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» по двум тематическим направлениям — «Информационное телевещание» и «Просветительское и развлекательное телевещание».
23.10.2018
 
Ил Дархан наградил сотрудников Высшей школы музыки - ИА SakhaLife.Ru За заслуги в области культуры и музыкального искусства, безупречную государственную службу, вклад в социально-экономическое развитие республики и многолетний добросовестный труд наградить:
23.10.2018
 
Якутянин претендует на премию «ТЭФИ-Регион» - ИА SakhaLife.Ru Вчера в Краснодаре состоялась церемония награждения финалистов Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» по двум тематическим направлениям — «Информационное телевещание» и «Просветительское и развлекательное телевещание».
23.10.2018 ИА SakhaLife.Ru
В мэрии Якутска создана рабочая группа по установлению единого тарифа на пригородных автобусных маршрутах - Администрация г.Якутск Глава города Сардана Авксентьева 19 октября подписала распоряжение «Об утверждении положения о рабочей группе по анализу установленных тарифов и внесения предложений по установлению единого тарифа на пригородных маршрута
23.10.2018 Администрация г.Якутск
В мэрии Якутска создана рабочая группа по установлению единого тарифа на пригородных автобусных маршрутах - Администрация г.Якутск Глава города Сардана Авксентьева 19 октября подписала распоряжение «Об утверждении положения о рабочей группе по анализу установленных тарифов и внесения предложений по установлению единого тарифа на пригородных маршрута
23.10.2018 Администрация г.Якутск
Аэропорт "Якутск" начал принимать задержанные рейсы. Рейс АК «Аэрофлот» от 22 октября, направленный на запасной аэродром в Нерюнгри, прибыл сегодня в 6:43.
23.10.2018 Аэропорт Якутск