Этнограф Вруцевич в своей книге об аборигенах Сибири, изданной в 1891 г., писал, что русские, проплывая по Лене на плотах мимо Олекмы, каждую весну наблюдали, как жители Олекмы ежедневно по вечерам хороводили осуохай на берегу Лены.
С 1983 г., оставив оплачиваемую работу, стал пропагандировать среди организаций, учебных заведений и улусов осуохай. Несмотря на то, что было очень сложно, смог организовать первые общества «Осуохай» в Якутске, Сунтаре. Нюрбе. А в феврале 1988 года даже в русскоязычном городе Мирном и его наслегах Таас-Юряхе, совхозе «Новый», в клубах и школах проводил массовый осуохай. В переполненном зале «Алмаз» г. Мирного показывал видеосъемки об ысыахах Сунтара, Нюрбы. Затем провел массовый осуохай, где в хороводе кружились русские, украинцы и другие национальности наравне с якутами. Также проводил осуохай на Алдане, в Верхоянске, Тикси, Анабаре, Моме, среди долган Красноярского края и студентов, обучающихся в центральных вузах Новосибирска, Барнаула, Кемерова, Омска, Томска, Красноярска. Всё это за счёт своих личных средств, не считаясь с физическими трудностями: часто приходилось ходить с нагруженным видеоаппаратурой рюкзаком. Делал это только ради возрождения осуохая. И сегодня не жалею об этом.
До 1990 года в городе Якутске ысыах как таковой не проводился. Поэтому я написал письмо республиканским властям ЯАССР с просьбой узаконить через Верховный Совет ысыах как национальный праздник, а также построить Дом Осуохая. Через несколько месяцев праздник был узаконен, а первый ысыах в Якутске состоялся на ипподроме летом 1990 года!
Я дал подписку властям о личной ответственности в случае массовых беспорядков и стал проводить еженедельный осуохай на площади Дружбы, где собирались тысячи студентов. Иногда проводились осуохаи беспрерывно в течение пяти дней, где одновременно танцевали до 18 хороводов. С тех пор стали проводить грандиозные ысыахи в Якутске, о которых стали говорить не только в России, но и в странах СНГ, а также в странах Евразийского экономического сообщества.
Якутский ысыах завоевал первую премию «Грани театра Масс», что является аналогом «Золотой маски», члены жюри которой, а это именитые деятели культуры и искусства, были поражены увиденным. Они сожалели, что выносят решения лишь по видеозаписи и выразили желание приехать в Якутск на живой ысыах.
За 21 год, несмотря на самые разные отзывы о моей деятельности в республиканских газетах, я постарался сделать то, что должно был сделать, и то, что можно сейчас наблюдать на ысыахе: огромное количество участников, четкие схемы построения коллективов и сферических многотысячных хороводов осуохая, подпевы с радиоусилителем… Стало популярным проведение молодежных ысыахов. Вот так ранее запрещенный осуохай, смею думать, и с моей помощью, пришел к невиданному успеху, такому, что даже собираемся установить рекорд Гиннесса как самый многочисленный хоровод осуохая (в Якутске) и самая долгая импровизация стихосложения запевом осуохая (в Нюрбе).
Источник: Газета Якутия
22.06.2012 19:39