Сегодня в Якутск прилетели давние друзья Национального театра танца Игорь Воробьев - доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории, автор музыки этнобалета «Куллустай Бэргэн» и мастер-настройщик музыкальных инструментов Московского государственного университета культуры и искусств Владимир Алексеев. Прибыли они на важное событие – во Всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы сохранения и развития фольклорного наследия в условиях современного театра», которая пройдет завтра 5 апреля. Инициаторами конференции являются Национальный театр танца и Арктический государственный институт культуры и искусств. Сегодня я встретилась с дорогими гостями и вот что поведали они мне.
Интервью Игоря Воробьёва: «Во-первых, я очень рад, что снова в Якутске. 3 года тому назад я имел честь воплотить наш общий коллективный проект этнобалет «Куллустай Бэргэн». Наша связь с тех пор с этим замечательным коллективом не прерывалась. Мы в эти годы работаем над множеством всяких новых проектов – музыкальных, научных. И эта работа продолжается, и думаю, будет иметь большие перспективы для нашего общего сотрудничества. Одна из этих перспектив, на мой взгляд, как раз и заключена в идее, в теме конференции связана с развитием национальных якутских инструментов, в частности кырыымпа. На конференции мы представляем вышедший в Санкт-Петербурге сборник научных статей и конституционных обобщений «Кырыымпа: история и перспективы развития». Я буду представлять этот сборник и одновременно говорить о том, как может в дальнейшем развиваться именно якутский инструмент кырыымпа в сфере по его концертному профессиональному использованию. Потому что наряду с его традиционным фольклорным бытованием очень важным его аспектом, конечно, для жизни любого инструмента является его профессиональная дальнейшая судьба. И это происходило, в сущности со всеми инструментами, которые представляла например русская национальная традиция, тюркоязычная культура, японцы, можно перечислять все культуры мира. Вот, история любого инструмента она в любом случае будет идти одновременно и синхронно по двум путям – один путь - его традиционная фольклорная составляющая, другой - его концертная и профессиональная биография. И для того чтобы инструмент существовал в более широком пространстве, например, в оркестровом звучании, выходил на уровень мирового репертуара, чтобы сделать инструмент универсальным, которому будут подвластны в сущности самые различные стороны музыкальной классики, вот это тоже очень интересный аспект. Конечно, для этого необходимо очень многое сделать, т.е. это не только касается непосредственно конструирования самого инструмента и доведения его состояния такого профессионального инструмента, но здесь очевидно должны быть решены и многие другие задачи организационные, которые связаны с образованием, с концертной практикой, т.е. это, в общем на самом деле задача государственного уровня. То есть если обращать внимание на то, как все происходило с российской традицией, достаточно вспомнить опыт, например Василия Андреева, его последовательный шаг за шагом и путь, который прошел его оркестр, его инструменты до того, как они, в конечном счете, все инструменты получили вполне самостоятельный статус и стали инструментами, на которых обучаются все студенты фактически всех консерваторий. Мне, кажется, что здесь очень большие перспективы на самом деле и в этом смысле Национальный театр танца является в этом смысле инициатором вот этого Форума – конференции, в том числе самой идеи развития якутского национального инструмента – кырыымпа.
С рассказа Владимира Алексеева: «Спасибо большое за приглашение. Привез я инструмент кырыымпа, который изготовил я просьбе Александра Ивановича директора Национального театра танца и ученого, профессора Игоря Станиславовича Воробьева, который разрабатывал методику этого инструмента. И сейчас на конференции будет презентация этого инструмента. Будут на нем играть артистки оркестра Анисия Габышева и Елена Ноева. Удачи нам всем!
Удачи всем участникам, гостям Всероссийской научно-практической конференции!!!
Вера Черноградская