Я вспоминаю время, когда увидела его в первый раз. Это был 1966 год. Меня приняли в комсомол, и билет мне вручал первый секретарь Якутского горкома комсомола Михаил Николаев. Я то ли опоздала к торжественному вручению, то ли так было задумано, но помню, что билет я получила в его кабинете. Он был озабочен чем-то другим и довольно буднично протянул мне билет, дежурно поздравил и пожал руку…
Я тогда училась в двадцатой школе Якутска, и нас часто привлекали к городским мероприятиям. Как-то в мае, когда начался призыв в армию, нас, девчонок, пригласили на проводы призывников. Происходило это на площади Ленина, тогда там памятника вождю революции еще не было. Призывники выстроились в шеренгу, нам же вручили открытки с напутствием, которые мы должны были вручить.
Солнышко светило вовсю, даже пригревало, мальчишки дурачились, смеялись. Когда после торжественных речей начался момент вручения, один парень обнял девчонку, вручавшую ему открытку, и сказал: «Давай, я тебя поцелую! Ты же меня провожаешь!» Остальные ребята с большим энтузиазмом последовали его примеру.
Не все девчонки желали обниматься с незнакомыми ребятами, и стройные ряды призывников и девушек мгновенно перемешались… Вынырнув из этой толпы, я увидела Николаева, стоявшего в стороне, довольного и улыбающегося… Это, на мой тогдашний взгляд, как-то не соответствовало реакции комсомольского функционера. Но живое лицо и смеющиеся глаза Михаила Ефимовича я запомнила.
Но сегодня хочется поговорить о другом. Об отношении нашего первого президента к литературе и писателям.
Михаил Ефимович много лет работал в хозяйственной сфере, но он всегда много читал. Во всяком случае, его литературный багаж был таков, что он на одном уровне мог говорить о произведениях классиков якутской литературы с нашими аксакалами.
Он хорошо знал непростую, драматичную историю якутской литературы, прекрасно был осведомлен о баталиях по поводу «буржуазного национализма» между некоторыми учеными и Союзом писателей Якутии. Эта его позиция стала основой доверия к нему таких писателей, как Д.К.Сивцев–Суорун Омоллоон, Софрон Данилов и В.С.Яковлев–Далан. Эти три народных писателя были достаточно близки к нему, с ними он советовался, просто беседовал время от времени.
А времена были сложные. Республика приняла суверенитет, предстояла огромная, непростая работа по разграничению полномочий с центром. Это вызывало у народа большой прилив сил, особенно в вопросах самосознания и идентификации. Ранее эти вопросы замалчивались, была одна идеология, тезис «Не высовываться, интернационализм прежде всего» был главным в умах советских людей.
Думать о древних корнях, о своей самобытной истории, об уважении народа к себе, понимание своей особенности, уникальности было крамолой. В начале 90-ых годов эти вопросы остро стояли на повестке дня. Михаил Ефимович хорошо это понимал. В это время создавались новые "учения" о якутской вере, появились личности, которые свое видение мира представляли в мистическом плане и считали себя истиной в последней инстанции…
Михаил Николаев ни разу не выступил с критикой подобных популистских направлений, он знал, что идет нелегкий процесс самоидентификации народа, обновляется самосознание народа в новых условиях. И с мыслью об этом он создавал Академию Духовности Республики Саха (Якутия), собрав в нее представителей научной, творческой интеллигенции, людей, которые пользовались уважением и авторитетом у народа.
Когда формировалась эта структура, мне позвонил доктор исторических наук Василий Николаевич Иванов. Запросил мои анкетные данные. Я, естественно, удивилась. И он сказал мне, собираются списки для создаваемой Академии Духовности, Михаил Ефимович требует, чтоб там были молодые, но отбор достаточно жесткий…
Я этот отбор прошла. Академию возглавил художник, академик Академии художеств России А.Н.Осипов. В нее вошли и Суорун Омоллоон, и Софрон Данилов, и Далан. Михаил Ефимович возлагал большие надежды на Академию Духовности, часто встречался с ее членами. Насколько оправдались его надежды, особенно с точки зрения сегодняшнего дня, это большой вопрос…
115-летие со дня рождения А.Е.Кулаковского.
Михаил Ефимович придавал большое значение увековечиванию имен классиков якутской литературы. Это с его подачи премия имени Платона Ойунского стала Государственной и была основана новая премия имени Алексея Кулаковского-Өксөкүлээхэ. Он же поддержал идею создания института по изучению литературного наследия Кулаковского. Михаил Николаев претворил в жизнь свою идею об издании художественной биографии Алексея Кулаковского в серии «Жизнь замечательных людей» в издательстве «Молодая гвардия». Он сам вел переговоры с известным писателем, документалистом Николаем Коняевым, который и написал эту первую книгу о якуте в данной знаменитой серии.
Михаил Ефимович убедил тогдашнего генерального директора «Якутскэнерго» Константина Ильковского взять на себя расходы по изданию книги. К слову, благодаря Константину Константиновичу мы имеем прекрасное издание словаря якутского языка Э.К.Пекарского. Не часто наши «генералы»-промышленники делают такие гуманитарные жесты, которые оставляют след в духовной жизни народа…
Пример Николаева по изданию книг в серии «Жизнь замечательных людей» о знаковых личностях народа сегодня продолжается. Ведь это по сути канонизация личностей, которая опять же нужна для самосознания, самоуважения народа.
В 1993 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже отмечалось 100-летие Платона Ойунского. Это мероприятие стало возможным только благодаря Михаилу Николаеву. Вспоминаю радость и счастливые глаза Сарданы Платоновны Ойунской в те дни в Париже… Это мероприятие стало первым и единственным, посвященным якутскому писателю, философу, политическому деятелю. Сегодня правительства Кыргызстана и Дагестана ведут переговоры о проведении юбилеев Чингиза Айтматова и Расула Гамзатова на уровне ЮНЕСКО…
Михаил Ефимович черпал в произведениях якутских классиков новые подходы, его понимание и рассуждения об идеях Алексея Кулаковского говорят о многом. Особое внимание он уделял посланию Алексея Кулаковского «Якутской интеллигенции». В своей статье об этом произведении Кулаковского он отмечает – есть пророки в своем Отечестве!
Президент находил время для встреч с писателями, интересовался нашим мнением по всем вопросам жизни общества. Один на один он часто встречался с тремя народными писателями, о которых я уже упоминала. Возможно, он искал в них пророков, которые могут помочь ему…
В Софроне Петровиче Данилове он видел не просто талантливого писателя, но и мыслящего по государственному человека, прислушивался к его мнению. Потому наверное, именно Софрону Петровичу он поручил сделать доклад на Конгресса народа саха в декабре 1992 года. И не ошибся.
Это развернутая программа развития народа, республики на долгосрочный период. Михаил Ефимович хорошо знал позицию Софрона Данилова в апрельские дни 1986 года, когда он встал на защиту якутского студенчества от обвинений в национализме. Он видел в нем сподвижника, нацеленного на воспитание достойной молодежи, уверенной в своих силах и подготовленной для выхода на новый уровень развития. Беседы с ним, наверняка, сыграли решающую роль, когда Михаил Ефимович поставил перед центром вопрос об отмене постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1928 года «О положении в Якутской парторганизации».Это постановление долгие годы висело дамокловым мечом над якутским народом, чуть что в центре вспоминали 1928 год и «якутский национализм», сепаратизм.
Президент России Б.Н.Ельцин 26 апреля 1994 года подписал указ «О восстановлении справедливости в отношении репрессированных в 20-30-ые годы представителей якутского народа», который и отменил постановление ЦК ВКП(б) 1928 года. Над подготовкой документов работали Софрон Петрович Данилов и Василий Николаевич Иванов, помогали им юристы, всю работу контролировал сам Николаев. Значение этого указа Ельцина как никто другой хорошо понимал Михаил Ефимович. Практически он обезопасил свой народ и в будущем…
Дмитрий Кононович Сивцев, пожалуй, за свою долгую жизнь ни с кем из руководителей республики не был так близок, как с Михаилом Ефимовичем. В свое время он был репрессирован, арестован… Доверия к власти у него было мало. Речи о том, чтоб Суорун Омоллоон как-то старался стать ближе к власть имущим никогда не было. Вся его жизнь прошла в достойных единоличных трудах, будь то писательство, работа с театром, строительство музеев. Суорун Омоллоон умел своими идеями зажечь прежде всего простой народ, исполнителей, а кланяться власти он не особо желал. Но его народная дипломатия всегда брала верх.
Михаила Ефимовича он сразу принял. Я была свидетелем нескольких их разговоров и могу сказать, что они оба не только уважали, но по-человечески любили друг друга. Михаил Ефимович - как аксакала, мудреца, патриарха якутской литературы. Дмитрий Кононович видел в Николаеве творца будущего своего народа и был твердо уверен в нем. Они сходились в одном главном вопросе – в понимании значения православия для нашего народа. Возрождение Якутской епархии, реставрация и строительство новых храмов – эти вопросы он чаще всего обговаривал с Суорун Омоллооном. Дмитрий Кононович по-отечески относился к Николаеву, не раз он говорил нам о том, что такого человека надо беречь…
Помню день, когда Суорун Омоллоон получил из рук Михаила Николаева Золотую Звезду Героя Социалистического Труда… Это была достойная оценка трудов патриарха якутской литературы!
Знакомство Михаила Ефимовича с Даланом, я думаю, состоялось после выхода в свет романа «Тыгын Дархан». Николаеву было чуждо местничество, но он всегда помнил о своей малой родине, о том, что он принадлежит роду хангаласцев. И роман о предводителе народа саха Тыгын Дархане не мог не заинтересовать его. Как и судьба автора романа, Василия Семеновича Яковлева, прошедшего в пятидесятые годы, будучи совершенно молодым, сквозь ад тюрьмы, как репрессированный по политической статье. Михаил Ефимович увидел в этом произведении основу самосознания народа, его философских воззрений. Это было востребовано временем.
И в эти годы первый президент республики издает указы о праздновании национального праздника ысыах, об учреждении Ассоциации Олонхо, руководство которой принимает на себя.
Возведение национальных традиций, обычаев, духовных ценностей народа на государственный уровень – это одно из самых важных деяний нашего первого президента. Смею полагать, что в принятии этих решений мнение и слово писателей, в частности Далана, было не последним.
Василий Семенович, тоже как человек потерпевший от системы, не особо доверял людям от власти. Михаил Ефимович растопил этот лед в его сердце, и не только потому, что вознаградил его за труды, за творческую работу. Далан стал лауреатом Государственной премии имени Платона Ойунского, народным писателем Якутии. Далан в эти годы раскрылся по особому, он стал писать много для газет, его яркая, убедительная публицистика находила дорогу к сердцу читателя. Написал самую сложную работу - роман–эссе «Судьба моя» о годах репрессий, о том, через что пришлось ему пройти… Василий Семенович отзывался о Николаеве как об исключительном человеке, который достойно выполняет свою миссию…
В 1995 году, в июне, в Якутске состоялся выездной пленум Союза писателей России. Это были трудные времена для русских писателей. Когда, так называемый «большой» союз, Союз писателей СССР, был захвачен либералами, посыпались обвинения в адрес СП России в шовинизме…
Это случилось потому, что группа писателей из СП России пытались сказать свое слово за сохранение СССР. Юрий Бондарев был назван «национал-шовинистом», его шельмовали во всех либеральных изданиях. Вскоре он покинул пост председателя. Во главе союза встал Валерий Николаевич Ганичев, работавший ранее редактором «Комсомольской правды» и «Роман-газеты», автор исторических книг. Финансирования не было, здание союза на Комсомольской, 13 пытались захватить…
И в это время Якутия протянула руку помощи – предложила провести выездной пленум СП России в республике. Инициатива исходила от Михаила Ефимовича. Расходы на эту поездку по маршруту Якутск – Мирный - Нерюнгри приняла алмазная компания АЛРОСА, во главе которой тогда был Вячеслав Штыров. А координировал организацию этой поездки сам Михаил Николаев.
Писатели России впервые имели возможность встретиться, собраться вместе, обсудить дела, наметить направления развития. Об этом историческом пленуме писатели вспоминают до сих пор, не только гостеприимство и радушие, но мудрость и государственный подход к вопросам духовности Михаила Николаева.
…В последние годы мне не выпало встретиться с Михаилом Ефимовичем. Я отправила ему свою книгу о народном поэте Семене Данилове, изданную в серии «Жизнь замечательных людей» с автографом. Мне передали, что Михаил Ефимович сказал: «Хорошо бы встретиться с Наташей и поговорить об ее главной книге». Не получилось…
Наталья ХАРЛАМПЬЕВА, народный поэт Якутии.